22.01.2013

Пожилые и опыт, который нам не нужен. Теория Мид



Если разделить жизнь человека на возрастные периоды и проследить, как изменилось их содержание за последние 2 века, то окажется, что самые значительные изменения наблюдаются в детстве и старости. Благодаря развитию науки и общества пожилые люди стали жить дольше, но столкнулись с новыми социальными и психологическими проблемами проблемами: невостребованность обществом, одиночество, негативные стереотипы старости.

В исследовании, где опрашивались девушки 20-24 лет, респондентам было предложено закончить фразу «Быть старой для меня означает...». Около 40% дали резко негативные ответы: «Это ужасно», «Я никогда не буду такой». Около 20% охарактеризовали старость как состояние пассивности, бездеятельности и одиночества. Позитивные оценки дали около 20%, и только 10% описали состояние старости как период активности. Ещё одно исследование обнаруживает любопытный факт: даже имея опыт общения со пожилыми людьми, которые ведут активный образ жизни и редко болеют, школьники описывают старость как состояние одряхления, а пожилых — глуповатыми, тугими на ухо, забывчивыми и неспособными воспринимать новое. Таков образ старшего поколения в нашем обществе.

Пожилой возраст — пожалуй, единственный в жизни, с которым связаны настолько негативные стереотипы: отстранение, угасание, потеря интереса. Пожилые имеют образ бесполезных для общества людей, особенно среди молодых. При этом многие исследователи отмечают, что пожилым людям очень важно не просто общаться с молодым поколением, но также передавать им опыт и ощущать, что он имеет для них пользу. На общественном признании своего опыта основывается механизм принятия прожитой жизни как позитивной и от этого зависит, насколько активной и счастливой будет старость. Но откуда взялось такое противоречие: опытом нужно нужно делиться, но он никому не интересен? Я попробую рассказать об исторических предпосылках этой проблемы и предложить возможный путь решения.


Теория модернизации

 

Современное понимание старости сформировалось в развитых странах, причём сравнительно недавно — во времена промышленной революции начала XIX века. До этого стариками было принято называть людей, которые по причине старческих болезней или немощи переставали работать и, грубо говоря, готовились к смерти. Понятие старости было прочно привязано к физиологическому состоянию. Естественно, люди отходили от работы примерно в одинаковом возрасте, однако здоровый человек мог сохранять бодрость и трудоспособность и после 70, не испытывая никакого давления со стороны социума.

Пожилой ремесленник.

Когда производство и труд наёмных рабочих начал носить массовый характер, распространилось понятие "пенсионный возраст". С тех пор появилась граница, после которой человек не мог продолжать работу, покидал коллектив, часто — терял статус и круг общения и должен был искать иные способы социализации. Границы пенсионного возраста практически не изменились и в зависимости от страны варьируют от 55 до 65 лет (исключение - Япония, с порогом 70 лет). Пожилые люди стали ассоциироваться с пенсионерами, понятие старости, помимо физиологического состояния, получило привязку к трудовому возрасту.


Пожилой рабочий на стройке небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, 
1930 год.

Общество менялось: люди активно переезжали из сельской местности в города, где искали работу, обзаводились новыми знакомствами и обменивались опытом. В такой ситуации ценность пожилых людей в обществе резко снизилась, так как общество перестало нуждаться в их качествах (передача опыта, воспитание, разрешение конфликтов и т.д.). Теория модернизации рассматривает главным фактором снижения внимания к пожилым урбанизацию и разрушение традиционных патриархальных семей, а также значительный рост количества образованных людей, что привело к образованию городского общества, не нуждающегося в авторитете, знаниях и опыте пожилых — всё это люди получали от наставников и учителей. В результате пожилые люди столкнулись с потерей ролей в обществе и ролевой неопределённостью, начали испытывать материальную зависимость от родственников и были вынуждены самостоятельно искать себе занятие после выхода на пенсию.

Теория М. Мид

 

М. Мид связывает отношение к пожилым с темпом общественного развития и выделяет 3 типа семейной организации: постфигуративные (дети учатся у своих предков), кофигуративные (дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративные (взрослые учатся у своих детей). Постфигуративная организация предполагает, что опыт, передаваемый от деда к внуку, будет в целом достаточен для успешного развития последнего в современном обществе. Такая организация сохранялась в рамках патриархального общества на протяжении веков. С развитием новых форм техники, неизвестных старшим, изобретением способов быстрой передачи информации (нового опыта), и увеличением мобильности граждан наступает кризис постфигуративной культуры — опыта стариков становится недостаточно молодым для адаптации в обществе. Начинается кофигуративная культура, в которой моделью поведения для людей служит поведение их сверстников. Опыт и культурные ценности молодого поколения, освоившего новые изобретения и способы передачи информации, начинает кардинально отличаться от опыта пожилых. Поэтому старики начинают восприниматься в обществе как люди бесполезные (не имея ввиду, безусловно, тех, с кем связывает родство или дружба), а старость — как нежелательная.

Мид утверждает, что в результате быстрого развития технологий за последние 40-50 лет, мы переходим к префигуративной структуре общества, где опыт пожилых людей не только не полезен, но и вреден для развития общества. На сегодняшний день у молодых людей возникает потребность в том опыте, которого никогда не было у старших, а скорость передачи опыта требуется намного выше, чем в случае наставничества старцев в минувшие века. Люди старшего возраста уже не успевают за стремительным развитием техники, и уже сами нуждаются в нашем опыте для адаптации в современном обществе.



Безусловно, эти теории описывают ситуацию только в первом приближении, и для каждого пожилого человека ситуация будет уникальной и зависеть от семейных отношений, трудовой деятельности и прочего. Но на мой взгляд, тенденция описана правильно: чем дальше, тем более пожилые будут нуждаться в опыте молодых поколений, и тем менее ценным будет выглядеть их опыт для нас. Пожилым людям будет всё сложнее искать те области, где они могут чувствовать себя полезными для общества.

Видится два очевидных пути преодоления этой проблемы: передача опыта пожилым людям и положительное восприятие их опыта. Под передачей опыта я подразумеваю в основном обучение современным способам коммуникации и труда, то есть освоение технических средств, с помощью которых можно гораздо эффективнее общаться, выбрать увлечение и осознавать, что оно видится интересным и полезным другим. Положительное восприятие опыта будет зависеть от того, найдут ли пожилой человек и его окружение общие точки (интересы, жизненный и трудовой опыт и т.д.), которые были бы интересны обоим сторонам. Кажется, что в случае обоюдной заинтересованности эти точки обязательно найдутся, особенно в большом сообществе.

Всё это опять подводит меня к выводу, что компьютер+интернет — идеальное средство для этих целей. Вот, например, блог 75-летней женщины, изучившей компьютер на курсах "Бабушка онлайн". Нельзя сказать, что блог читает большое количество людей, общения в с читателями тоже очень мало. Но при этом нельзя сказать, что публикации скучны: автор смогла более-менее подстроиться под традиционные темы для блога. И кажется, что считает свой блог интересным для аудитории (всего интернета или десятка друзей - не так важно), иначе она не обновляла бы его регулярно. В перспективе можно двигаться в том же направлении: упрощать передачу опыта пожилым — сделать компьютер проще для освоения, и увеличивать положительный фидбек от их опыта — создавать сообщество вокруг пожилых пользователей в сети, состоящее в том числе и из молодых людей. Тут хорошо подошёл бы термин "социальная сеть", но я боюсь его, потому что это сразу будет воспринято как "он хочет Фейсбук для бабушек" (да, сам подставился :)). Я просто скажу, что с помощью компьютера можно попробовать реконструировать утраченное с годами социальное взаимодействие, но этому должна предшествовать серьёзная работа над самим компьютеров — интерфейсом ОС и общей эргономикой. О попытках не то, что приблизиться к этому, а хотя бы начать приближаться — в следующем посте.


Библиография
  1. Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании. Психология зрелости и старения, №2, 2000 год.
  2. Краснова О. В. «Мы» и «Они»: Эйджизм и самосознание пожилых людей. Психология зрелости и старения. — 2000. — № 3.
  3. Ермолаева М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости. Мир психологии. 1999, №2.