Многие из тех, кто предпринимал попытки адаптировать интерфейс для пожилых, как правило, проходят этап больших кнопок. Многие на нём останавливаются. Ещё в Windows 95 можно было выбрать оформление с большими контрастными кнопками. Выглядело это, если помните, примерно так.
Этот режим предназначался для людей с нарушением зрения в целом. На тот момент он свою функцию выполнял - действительно, такие окна проще различать, чем светло-серые, а по увеличенным кнопкам легче попадать. Когда начали задумываться об интерфейсе, удобном для пожилых, пошли по тому же пути. Вроде бы логично: пожилые люди видят хуже, руки у них дрожат — давайте дадим им кнопки побольше.
Вот, например, интерфейс почтового клиента бесплатной оболочки "Eldy". Хорошие, большие кнопки. (Об оболочках для пожилых людей я ещё обязательно расскажу).
Но удобнее ли пользоваться такими кнопками?
Если бы вы попробовали сами, то для себя отметили бы однозначно: нет. Приходится постоянно двигать мышку из угла в угол. Воспринимаются такие кнопки тоже с трудом — приходится постоянно перемещать взгляд в разные части экрана, а гигантские надписи просто раздражают. Вот ещё один почтовый клиент - оболочка Softshell. Представьте, что эта картинка развёрнута на весь экран.
Но, может быть, так удобнее пожилым?
Действительно, по данным разных авторов, в 60 лет нормальное зрение сохраняется у 74 %, а после 80 лет - только у 47 % пациентов. Также отмечается сужение области центрального (что вижу чётко перед собой) и периферического (что вижу размыто и часто не осознаю, но реагирую на изменение) зрения. Центральное зрение можно сравнить с ярким световым пятном от фонаря, а переферическое - со светлым ореолом вокруг.
С возрастом световое пятно сужается. Я нашёл разные цифры - от 5 до 21% регресса. Как правило, это сопровождается снижением остроты зрения. Большие кнопки могут помочь решить только первую часть проблемы - снижение остроты зрения: крупные фигуры лучше различаются. Что касается сужения центрального зрения, то они только усугубляют ситуацию. Пожилым людям, особенно если они используют большие мониторы, может понадобиться больше времени и сил, чтобы "просканировать" экран с большими кнопками по углам. Точно так же, как осветить всю стену маленьким фонарём дольше, чем большим, и сил затрачивается больше.
Всё это может привести к лишним движениям глаз и головы, что приводит к быстрому утомлению. Кажется, что кнопки должны быть сгруппированы ближе к центру экрана, чтобы иметь больше шансов попасть в область центрального зрения пожилого человека за один раз. Более того, важные элементы интерфейса, как, например, уведомления и напоминания, не стоит размещать в углах экрана, так как в следствии сужения периферического зрения, их могут просто не заметить. D. Hawthorn в своей публикации "Possible implications of aging for interface designers" однозначно советует размещать важные элементы интерфейса ближе к центру экрана.
Но смещение кнопок в центр экрана означает, что кнопки будет необходимо уменьшить. Не будут ли промахиваться мимо них пожилые? Промахиваясь мимо кнопки, человек, считая, что кнопка нажата, ожидает отклик от системы, а ничего не происходит. Это вводит в заблуждение, или как минимум заставляет потратить время на очередной клик. Насколько чаще пожилые промахиваются мимо кнопок и как много времени тратят, чтобы сделать правильный клик?
В эксперименте студентов НГТУ группе молодых людей и группе пожилых было предложено нажимать на кнопки, появляющиеся в разных местах экрана, настолько быстро и точно, насколько это возможно. Расположение и размер кнопок было одинаковым для обеих групп.
Результаты удивили исследователей. Несмотря на то, что пожилые затрачивают в два раза больше времени (1,156 секунд у пожилых и 0,642 у молодых), они совершают гораздо меньше ошибок: 3,7% у пожилых против 7% у молодых. Учитывался также опыт работы с компьютером: чем меньше опыта у пожилого человека, тем больше время затрачивается и меньше количество ошибок. Получается, что пожилые люди точнее "выцеливают" кнопки, затрачивая больше времени (хотя и незначительно, всего на полсекунды дольше молодых), и проблема промахов не стоит настолько остро, чтобы использовать гигантские по размерам кнопки. Более того, со временем пожилые люди, похоже, обучаются попадать по кнопкам быстрее.
Такие данные согласуются с общим видением старения как совокупности регрессионных и компенсаторных механизмов. Осознавая ухудшение зрения и координации движений, пожилые люди компенсируют это повышенным вниманием к движениям, уже не доверяя их полностью глубинным структурам мозга, а контролируя сознательно. Подобное поведение отмечают повсеместно: пожилые часто более пунктуальны, ведут подробные записи, несколько раз проверяют сделанную работу, тщательнее проговаривают слова и дольше формулируют мысли. Обратная сторона подобного контроля - перерасход ресурсов и повышенная утомляемость. Но и с этим тоже можно бороться, составляя расписание дня.
Вернёмся к нашим кнопкам. То, что пожилые люди более меткие, чем молодые, понятно. Но зависит ли меткость от размера кнопки и какой размер оптимален? В рассматриваемом эксперименте авторы сопоставили размер кнопок и частоту промахов.
При размере кнопки 32х32 у пожилых уже наблюдается плато, и дальнейшее увеличение размеров не сильно сказывается на результативности (сравните с результатами у молодых). То есть, кнопка такого размера уже не вызывает трудностей, связанных с попаданием:
Интересно посмотреть на зависимость количества промахов от расстояния до следующей кнопки.
Тут скорее всего сказывается внимательность, с которой пожилые двигают курсор от кнопки к кнопке. Единственное, что можно сказать - между кнопками должно быть достаточно пространства.
Получается, что размер кнопок не играет роли, если кнопка больше 32х32 пикселей. Безусловно, такие кнопки всё-таки слишком малы - в них, например, не уместится текст. Они допустимы эксперименте, но неприменимы в реальной жизни. Я бы принял за необходимый минимум 64 пикселей по высоте. Имея кнопки такого размера, можно без труда расположить их ближе к центру экрана, чтобы их было проще сканировать взглядом. Конечно предположение об оптимальном расположении кнопок в центре чисто теоретическое, и его нужно проверять.
На последок хотелось найти пример, наиболее подходящий под полученные выводы. И этим примером может послужить стартовый экран Windows 8.
Кнопки может быть и великоваты, зато удобно сгруппированы в центре. Хорошо, что важная информация и уведомления отображается в них же, а не рассредоточена по краям. Не думаю, что старикам понравится работать с Windows 8, но по крайней мере кликать по кнокпкам на главном экране у них должно получаться.
Хотелось бы, чтобы авторы интерфейсов для пожилых людей (рассчитанных, по крайней мере, на десктопы), отошли от практики использования гигантских кнопок.
Библиография:
Этот режим предназначался для людей с нарушением зрения в целом. На тот момент он свою функцию выполнял - действительно, такие окна проще различать, чем светло-серые, а по увеличенным кнопкам легче попадать. Когда начали задумываться об интерфейсе, удобном для пожилых, пошли по тому же пути. Вроде бы логично: пожилые люди видят хуже, руки у них дрожат — давайте дадим им кнопки побольше.
Вот, например, интерфейс почтового клиента бесплатной оболочки "Eldy". Хорошие, большие кнопки. (Об оболочках для пожилых людей я ещё обязательно расскажу).
Но удобнее ли пользоваться такими кнопками?
Если бы вы попробовали сами, то для себя отметили бы однозначно: нет. Приходится постоянно двигать мышку из угла в угол. Воспринимаются такие кнопки тоже с трудом — приходится постоянно перемещать взгляд в разные части экрана, а гигантские надписи просто раздражают. Вот ещё один почтовый клиент - оболочка Softshell. Представьте, что эта картинка развёрнута на весь экран.
Но, может быть, так удобнее пожилым?
Действительно, по данным разных авторов, в 60 лет нормальное зрение сохраняется у 74 %, а после 80 лет - только у 47 % пациентов. Также отмечается сужение области центрального (что вижу чётко перед собой) и периферического (что вижу размыто и часто не осознаю, но реагирую на изменение) зрения. Центральное зрение можно сравнить с ярким световым пятном от фонаря, а переферическое - со светлым ореолом вокруг.
С возрастом световое пятно сужается. Я нашёл разные цифры - от 5 до 21% регресса. Как правило, это сопровождается снижением остроты зрения. Большие кнопки могут помочь решить только первую часть проблемы - снижение остроты зрения: крупные фигуры лучше различаются. Что касается сужения центрального зрения, то они только усугубляют ситуацию. Пожилым людям, особенно если они используют большие мониторы, может понадобиться больше времени и сил, чтобы "просканировать" экран с большими кнопками по углам. Точно так же, как осветить всю стену маленьким фонарём дольше, чем большим, и сил затрачивается больше.
Всё это может привести к лишним движениям глаз и головы, что приводит к быстрому утомлению. Кажется, что кнопки должны быть сгруппированы ближе к центру экрана, чтобы иметь больше шансов попасть в область центрального зрения пожилого человека за один раз. Более того, важные элементы интерфейса, как, например, уведомления и напоминания, не стоит размещать в углах экрана, так как в следствии сужения периферического зрения, их могут просто не заметить. D. Hawthorn в своей публикации "Possible implications of aging for interface designers" однозначно советует размещать важные элементы интерфейса ближе к центру экрана.
Но смещение кнопок в центр экрана означает, что кнопки будет необходимо уменьшить. Не будут ли промахиваться мимо них пожилые? Промахиваясь мимо кнопки, человек, считая, что кнопка нажата, ожидает отклик от системы, а ничего не происходит. Это вводит в заблуждение, или как минимум заставляет потратить время на очередной клик. Насколько чаще пожилые промахиваются мимо кнопок и как много времени тратят, чтобы сделать правильный клик?
В эксперименте студентов НГТУ группе молодых людей и группе пожилых было предложено нажимать на кнопки, появляющиеся в разных местах экрана, настолько быстро и точно, насколько это возможно. Расположение и размер кнопок было одинаковым для обеих групп.
Результаты удивили исследователей. Несмотря на то, что пожилые затрачивают в два раза больше времени (1,156 секунд у пожилых и 0,642 у молодых), они совершают гораздо меньше ошибок: 3,7% у пожилых против 7% у молодых. Учитывался также опыт работы с компьютером: чем меньше опыта у пожилого человека, тем больше время затрачивается и меньше количество ошибок. Получается, что пожилые люди точнее "выцеливают" кнопки, затрачивая больше времени (хотя и незначительно, всего на полсекунды дольше молодых), и проблема промахов не стоит настолько остро, чтобы использовать гигантские по размерам кнопки. Более того, со временем пожилые люди, похоже, обучаются попадать по кнопкам быстрее.
Такие данные согласуются с общим видением старения как совокупности регрессионных и компенсаторных механизмов. Осознавая ухудшение зрения и координации движений, пожилые люди компенсируют это повышенным вниманием к движениям, уже не доверяя их полностью глубинным структурам мозга, а контролируя сознательно. Подобное поведение отмечают повсеместно: пожилые часто более пунктуальны, ведут подробные записи, несколько раз проверяют сделанную работу, тщательнее проговаривают слова и дольше формулируют мысли. Обратная сторона подобного контроля - перерасход ресурсов и повышенная утомляемость. Но и с этим тоже можно бороться, составляя расписание дня.
Вернёмся к нашим кнопкам. То, что пожилые люди более меткие, чем молодые, понятно. Но зависит ли меткость от размера кнопки и какой размер оптимален? В рассматриваемом эксперименте авторы сопоставили размер кнопок и частоту промахов.
При размере кнопки 32х32 у пожилых уже наблюдается плато, и дальнейшее увеличение размеров не сильно сказывается на результативности (сравните с результатами у молодых). То есть, кнопка такого размера уже не вызывает трудностей, связанных с попаданием:
Интересно посмотреть на зависимость количества промахов от расстояния до следующей кнопки.
Тут скорее всего сказывается внимательность, с которой пожилые двигают курсор от кнопки к кнопке. Единственное, что можно сказать - между кнопками должно быть достаточно пространства.
Получается, что размер кнопок не играет роли, если кнопка больше 32х32 пикселей. Безусловно, такие кнопки всё-таки слишком малы - в них, например, не уместится текст. Они допустимы эксперименте, но неприменимы в реальной жизни. Я бы принял за необходимый минимум 64 пикселей по высоте. Имея кнопки такого размера, можно без труда расположить их ближе к центру экрана, чтобы их было проще сканировать взглядом. Конечно предположение об оптимальном расположении кнопок в центре чисто теоретическое, и его нужно проверять.
На последок хотелось найти пример, наиболее подходящий под полученные выводы. И этим примером может послужить стартовый экран Windows 8.
Кнопки может быть и великоваты, зато удобно сгруппированы в центре. Хорошо, что важная информация и уведомления отображается в них же, а не рассредоточена по краям. Не думаю, что старикам понравится работать с Windows 8, но по крайней мере кликать по кнокпкам на главном экране у них должно получаться.
Хотелось бы, чтобы авторы интерфейсов для пожилых людей (рассчитанных, по крайней мере, на десктопы), отошли от практики использования гигантских кнопок.
Библиография:
- Fitts’ Law for Older Adults: Considering a Factor of Age. Bakaev M. Novosibirsk State Technical University.
- Possible implications of aging for interface designers. D. Hawthorn. Department of Information Systems and Computing, Unitec, Private bag Mt Albert, Auckland, New Zealand.