14.12.2012

Большие кнопки

Многие из тех, кто предпринимал попытки адаптировать интерфейс для пожилых, как правило, проходят этап больших кнопок. Многие на нём останавливаются. Ещё в Windows 95 можно было выбрать оформление с большими контрастными кнопками. Выглядело это, если помните, примерно так.



Этот режим предназначался для людей с нарушением зрения в целом. На тот момент он свою функцию выполнял - действительно, такие окна проще различать, чем светло-серые, а по увеличенным кнопкам легче попадать. Когда начали задумываться об интерфейсе, удобном для пожилых, пошли по тому же пути. Вроде бы логично: пожилые люди видят хуже, руки у них дрожат — давайте дадим им кнопки побольше.
Вот, например, интерфейс почтового клиента бесплатной оболочки "Eldy". Хорошие, большие кнопки. (Об оболочках для пожилых людей я ещё обязательно расскажу).






Но удобнее ли пользоваться такими кнопками?
Если бы вы попробовали сами, то для себя отметили бы однозначно: нет. Приходится постоянно двигать мышку из угла в угол. Воспринимаются такие кнопки тоже с трудом — приходится постоянно перемещать взгляд в разные части экрана, а гигантские надписи просто раздражают. Вот ещё один почтовый клиент - оболочка Softshell. Представьте, что эта картинка развёрнута на весь экран.




Но, может быть, так удобнее пожилым?

Действительно, по данным разных авторов, в 60 лет нормальное зрение сохраняется у 74 %, а после 80 лет - только у 47 % пациентов. Также отмечается сужение области центрального (что вижу чётко перед собой) и периферического (что вижу размыто и часто не осознаю, но реагирую на изменение) зрения. Центральное зрение можно сравнить с ярким световым пятном от фонаря, а переферическое - со светлым ореолом вокруг.



С возрастом световое пятно сужается. Я нашёл разные цифры - от 5 до 21% регресса. Как правило, это сопровождается снижением остроты зрения. Большие кнопки могут помочь решить только первую часть проблемы - снижение остроты зрения: крупные фигуры лучше различаются. Что касается сужения центрального зрения, то они только усугубляют ситуацию. Пожилым людям, особенно если они используют большие мониторы, может понадобиться больше времени и сил, чтобы "просканировать" экран с большими кнопками по углам. Точно так же, как осветить всю стену маленьким фонарём дольше, чем большим, и сил затрачивается больше.

Всё это может привести к лишним движениям глаз и головы, что приводит к быстрому утомлению. Кажется, что кнопки должны быть сгруппированы ближе к центру экрана, чтобы иметь больше шансов попасть в область центрального зрения пожилого человека за один раз. Более того, важные элементы интерфейса, как, например, уведомления и напоминания, не стоит размещать в углах экрана, так как в следствии сужения периферического зрения, их могут просто не заметить. D. Hawthorn в своей публикации "Possible implications of aging for interface designers" однозначно советует размещать важные элементы интерфейса ближе к центру экрана.

Но смещение кнопок в центр экрана означает, что кнопки будет необходимо уменьшить. Не будут ли промахиваться мимо них пожилые? Промахиваясь мимо кнопки, человек, считая, что кнопка нажата, ожидает отклик от системы, а ничего не происходит. Это вводит в заблуждение, или как минимум заставляет потратить время на очередной клик. Насколько чаще пожилые промахиваются мимо кнопок и как много времени тратят, чтобы сделать правильный клик?

В эксперименте студентов НГТУ группе молодых людей и группе пожилых было предложено нажимать на кнопки, появляющиеся в разных местах экрана, настолько быстро и точно, насколько это возможно. Расположение и размер кнопок было одинаковым для обеих групп.
Результаты удивили исследователей. Несмотря на то, что пожилые затрачивают в два раза больше времени (1,156 секунд у пожилых и 0,642 у молодых), они совершают гораздо меньше ошибок: 3,7% у пожилых против 7% у молодых. Учитывался также опыт работы с компьютером: чем меньше опыта у пожилого человека, тем больше время затрачивается и меньше количество ошибок. Получается, что пожилые люди точнее "выцеливают" кнопки, затрачивая больше времени (хотя и незначительно, всего на полсекунды дольше молодых), и проблема промахов не стоит настолько остро, чтобы использовать гигантские по размерам кнопки. Более того, со временем пожилые люди, похоже, обучаются попадать по кнопкам быстрее.

Такие данные согласуются с общим видением старения как совокупности регрессионных и компенсаторных механизмов. Осознавая ухудшение зрения и координации движений, пожилые люди компенсируют это повышенным вниманием к движениям, уже не доверяя их полностью глубинным структурам мозга, а контролируя сознательно. Подобное поведение отмечают повсеместно: пожилые часто более пунктуальны, ведут подробные записи, несколько раз проверяют сделанную работу, тщательнее проговаривают слова и дольше формулируют мысли. Обратная сторона подобного контроля - перерасход ресурсов и повышенная утомляемость. Но и с этим тоже можно бороться, составляя расписание дня.

Вернёмся к нашим кнопкам. То, что пожилые люди более меткие, чем молодые, понятно. Но зависит ли меткость от размера кнопки и какой размер оптимален? В рассматриваемом эксперименте авторы сопоставили размер кнопок и частоту промахов.


При размере кнопки 32х32 у пожилых уже наблюдается плато, и дальнейшее увеличение размеров не сильно сказывается на результативности (сравните с результатами у молодых). То есть, кнопка такого размера уже не вызывает трудностей, связанных с попаданием:

 
Интересно посмотреть на зависимость количества промахов от расстояния до следующей кнопки.


Тут скорее всего сказывается внимательность, с которой пожилые двигают курсор от кнопки к кнопке. Единственное, что можно сказать - между кнопками должно быть достаточно пространства.

Получается, что размер кнопок не играет роли, если кнопка больше 32х32 пикселей. Безусловно, такие кнопки всё-таки слишком малы - в них, например, не уместится текст. Они допустимы  эксперименте, но неприменимы в реальной жизни. Я бы принял за необходимый минимум 64 пикселей по высоте.  Имея кнопки такого размера, можно без труда расположить их ближе к центру экрана, чтобы их было проще сканировать взглядом. Конечно предположение об оптимальном расположении кнопок в центре чисто теоретическое, и его нужно проверять.

На последок хотелось найти пример, наиболее подходящий под полученные выводы. И этим примером может послужить стартовый экран Windows 8.




Кнопки может быть и великоваты, зато удобно сгруппированы в центре. Хорошо, что важная информация и уведомления отображается в них же, а не рассредоточена по краям. Не думаю, что старикам понравится работать с Windows 8, но по крайней мере кликать по кнокпкам на главном экране у них должно получаться.

Хотелось бы, чтобы авторы интерфейсов для пожилых людей (рассчитанных, по крайней мере, на десктопы), отошли от практики использования гигантских кнопок.



Библиография:
  1. Fitts’ Law for Older Adults: Considering a Factor of Age. Bakaev M. Novosibirsk State Technical University.
  2. Possible implications of aging for interface designers. D. Hawthorn. Department of Information Systems and Computing, Unitec, Private bag Mt Albert, Auckland, New Zealand.