25.12.2012

Grannys' geek — о чём здесь?

Наверное, публикации в этом блоге было бы правильно начать с поста, в котором бы объяснялось, зачем вообще всё это изучать и какую цель я преследую своими публикациями.

С некоторых пор я начал интересоваться тем, почему пожилым людям так трудно пользоваться компьютером и разными девайсами, нужно ли им это вообще, и если нужно, то как это может улучшить их жизнь. Оказалось, что это большая, интересная и практически не раскрытая у нас тема. Помимо интерфейсов, есть ещё масса психологических, социальных и культурных аспектов старения, про которые у нас систематически не пишет никто. Мне показалось, что это очень круто, и раз уж я что-то понимаю в психологии и UX, не взяться за эту тему я просто не мог.

Я попробую писать здесь о том, что прочитал, обсудил или увидел. В первую очередь я задумывал этот блог как базу знаний о проблеме, на которую можно просто кинуть ссылку. Если этот блог будет просто проиндексирован и попадётся в поисковике на глаза интересующемуся человеку — прекрасно. Станет площадкой для обсуждения проблемы — ещё лучше. Станет началом развития и реализации каких-то решений — практически недостижимо круто, к этому я буду стремиться. Может быть, и вам будет интересно читать.

Каждый пост буду дублировать в фейсбук и твиттер, так же в конце текста будут прикрученные фейсбучные комментарии, которыми уже можно пользоваться.

Теперь подробнее о содержании блога. У меня есть определённое видение проблемы, которого я буду придерживаться: компьютер не должен быть просто абстрактно удобен для пожилых — с его помощью должны решаться проблемы, которых у стареющих людей — много. Тезисно масштабы проблемы можно описать так:
  1. C возрастом происходит регресс большинства функций организма.
  2. В развитых странах пожилые люди закономерно сталкиваются с одиночеством, снижением социального взаимодействия, выключенностью из социально-трудовых отношений.
  3. Пожилые люди, живущие в социальной изоляции, часто несчастны, хуже справляются с болезнями и раньше умирают.
  4. Пожилые люди обладают ресурсами, способными компенсировать возрастную деградацию.
  5. Процесс компенсации — борьбы со старением — возможен только тогда, когда пожилой человек ведёт активный образ жизни, обеспечиваемый социальными связями и социально значимой деятельностью.
  6. Трудовая деятельность и социальное взаимодействие сейчас активно переходит в интернет и становится доступно всем, позволяя работать и общаться удалённо, однако в силу ряда ограничений это недоступно пожилым.
  7. Адаптировав интерфейс к психологическим и физиологическим особенностям пожилых, можно обеспечить пожилым людям необходимые условия для борьбы со старением за счёт установления социальных отношений, формирования новых увлечений и творчества в интернете.
Эти тезисы встречаются в публикациях, которые я успел прочесть к этому времени, но не исключено, что со временем структура изменится. Каждый пост будет посвящён одному из них. У меня уже кое-что есть:

Изобретательные старики: история изучения саморегуляции в старости - немного о том, почему старость — это не только регресс, а скорее адаптация (в пользу пункта 4).

Большие кнопки - немного деталки про то, почему популярный стереотип о необходимости использования больших кнопок в интерфейсах для пожилых — зло, и как обстоят дела на самом деле (в пользу пункта 7, а также в пользу того, что можно уже сейчас делать из уже проведённых экспериментов реальные выводы и пробовать их внедрять).