04.12.2012

Изобретательные старики: история изучения саморегуляции в старости




 Несмотря на то, что ещё Жан-Жак Руссо предлагал рассматривать психологическое развитие человека в зависимости от его возраста, выдвигая различные критерии оценки для разных возрастных категорий, экспериментальная психология не сразу подступила к исследованию этих качественных различий. Долгое время процесс старения человека воспринимался как безусловный физический и психический упадок. Распространение тестов интеллекта (IQ тест), а точнее –  результаты их выполнения пожилыми людьми, только дополнило картину психологического старения как процесса деградации. Тогда низкие результатов пожилых людей в IQ-тестах было достаточно, они трактовались однозначно, что и предопределило непопулярность исследований пожилого возраста.  С ними было всё понятно.

Развитие когнитивной психологии во второй половине 20 века привело к тому, что умственные функции пожилых людей стали вновь привлекать исследователей.
Стали выяснять, в чём заключается причина того, что пожилые люди по-разному воспринимают окружающий мир. И эти различия сильнее, чем у людей в зрелом возрасте. Оказалось, что когнитивная, социальная, физиологическая и прочие составляющие человеческого старения связаны и очень индивидуальны. Оказалось, что низкие показатели в IQ-тестах могут обуславливаться как специфическими изменениями в восприятии геометрических фигур в пространстве, так и «стратегией» старения и отношения к окружающему миру, которую выбрал для себя пожилой человек. Эти показатели вовсе не являются признаком какого-то общего «отупения». Человек с нарушенным восприятием может быть счастлив и социально активен, в то время, как человек без подобных проблем может испытывать депрессию и не проявить желания к решению задач IQ-теста. Получается, что нужен новый показатель "качества" старения и "профпригодности" пожилых людей. Многие исследователи склоняются к тому, что основным фактором, влияющим на развитие пожилых людей, является их социальная активность, вовлечённость, трудовая деятельность, что приводит к позитивной стратегии старения и адекватному целеполаганию. В такой ситуации пожилые люди способны бороться со старостью, не просто принимая возрастные изменения, а адаптируясь к ним. далее я буду говорить именно о таких людях. (Существуют и другие стратегии старения, подразумевающие отсутствие социальной активности, одиночество. В таких условиях борьба с возрастными изменениями затрудняется. Стратегии старения я в будущем обязательно опишу).

Каким же образом изменяется интеллект, восприятие мира и процессы переработки информации о нём у пожилых? Эффекты старение можно разделить на обязательную регрессию и противодействие ему (что часто приводит даже к улучшению некоторых возможностей по сравнению с молодыми людьми). Регрессия эта связана с натуральными способностями человека: вниманием, памятью, моторными навыками. Это выражается в снижении эффективности выполнения заданий, связанных с необходимостью запоминания большого количества информации и концентрации внимания. Пожилым сложно выбирать из ряда определённый фрагмент и удерживать на нём внимание (селективное внимание). Так, пожилые люди сильно уступают зрелым и молодым в скорости и результативности выполнения простейшего задания с карточками: испытуемым демонстрируется набор карточек и изображениями, которые необходимо запомнить и затем по памяти назвать.  Ухудшаются психомотроные реакции: уменьшается скорость реакции в сложных моторных действиях, ухудшается контроль за положением тела и точность движений. Пожилые с трудом доводят повторяющиеся действия до автоматизмов (поэтому учиться водить машину или ездить на велосипеде в старости - очень сложно). Также снижается зрение: острота, зона чёткого зрения, цветовосприятие, скорость аккомодации глаза.. Американские исследователи вовсе указывают, что скорость всех умственных и физических операций однозначно снижается в старости. При этом те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости.

Однако у этой тенденции обнаружено много индивидуальных вариаций, обусловленных опытом. Нельзя сказать, что все пожилые люди постоянно задевают вещи, роняют их, падают, всё забывают, не различают цвета светофора, не могут вырезать фигурку из бумаги или позвонить по телефону. Осознание снижения своих умственных способностей заставляют пожилых прибегать к опосредованию: использованию различных внешних инструментов и внутренних приёмов для замены утратившихся способностей. В этом не сложно убедиться самим: если кто-либо пытался объяснять своим бабушкам и дедушкам, как работать со сложной техникой, вспомните, как тщательно они записывают последовательности действий (компенсируя память) и с какой осторожностью нажимают на кнопки (компенсируя утраченные моторные навыки). Они также мастерски придумывают замену непонятным метафорам, запоминают положения вместо цвета (или наоборот) (чего, конечно, не достаточно для освоения обычного компьютера, так как проблемы с его использования лежат в решительно всех сферах физиологического и психологического).

Вот ещё пример:
«Так, в одном известном эксперименте из­мерялась скорость работы пожилых и молодых машинисток. Значимых разли­чий в скорости их работы обнаружено не было. При исследовании причин это­ го примечательного факта было выявлено, что пожилые машинистки, компенсируя закономерное снижение времени реакции, научились заранее просматривать и удерживать в памяти текст, предназначенный для перепечат­ки. Когда исследователь ограничил количество слов, которое может заранее прочесть машинистка, то скорость работы пожилых машинисток значительно снизилась». [1]

Другой примечательный пример приводит П. Балтес. Известный пианист А. Рубинштейн продолжал успешно играть в возрасте 80 лет, хотя не скрывал, что его возможности заметно снизились с возрастом. Для того, чтобы компенсировать эту регрессию, он использовал следующие приёмы. Во время концертов он исполнял не весь свой репертуар, а лишь несколько относительно небольших пьес. При этом он проводил больше времени за тренировкой исполнения, чем в молодости. И, наконец, он использовал особую стратегию исполнения: быстрые фрагменты он предварял медленными так, чтобы игра второго фрагмента казалась более быстрой. На самом деле, этим примером Балтес иллюстрирует три способа компенсации, которые используют пожилые люди по мере того, как начинают осознавать потерю собственных способностей. Это способы:
  1. По линии селекции (отбора) — снижение объема функционирования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которым и они справляются наилучшим образом. (Исполняет не весь репертуар)
  2. По линии оптимизации — она предполагает возможность поддержания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной подготовки к деятельности и использования новых технологий. (Больше проводит веремени за тренировкой)
  3. По линии компенсации — она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструктурирования ситуации в целом. (По-особенному исполняет композиции).

Возможность выработать такие компенсаторные приёмы даёт богатый жизненный опыт, образование, интеллект, а также удовлетворённость от прожитой жизни и желание бороться со своей старостью. Пожилые люди, нашедшие способ приспособиться к возрастным изменениям, часто демонстрируют даже лучшие в сравнении со зрелыми людьми результаты по некоторым показателям. Так, отмечается чрезвычайная пунктуальность и точность, которую демонстрируют пожилые люди при работе с компьютером. Затрачивая больше времени на выполнение операции, которая им уже известна, они гораздо реже нажимают не те кнопки или промахиваются по ним.  В целом пожилые люди часто демонстрируют большую рассудительность и менее склонны к неоправданному риску. Они также демонстрируют высокие показатели в тестах, связанных с накопленным социальным опытом, например в субтесте теста Векслера «Понятливость» они обходят молодых людей. Исследования показывают, что пожилые не испытывают сложностей с восприятием речи и структурированием информации.

Что дают все эти знания проектировщику взаимодействия? В первую очередь, осознание того, что пожилые люди не просто «стареют», не теряют все свои способности одновременно. Это люди с иной психической организацией, которые имеют как ослабленные психические и физиологические функции, так и сохранившиеся (и даже более развитые), и компенсируют первые за счёт последних. Вполне возможно, что будущие интерфейсы для пожилых должны использовать сохранившееся у стариков навыки активнее, например, чаще прибегать к текстовым инструкциям. Также в графической составляющей можно чаще использовать метафоры, с которыми пожилые люди хорошо знакомы. Помимо очевидной необходимости учёта ограничений когнитивных функций, можно помочь пожилым людям с опосредованием там, где добиться более простого для восприятия решения будет невозможно. Например, всегда отображать последовательность шагов до того или иного экрана, освободив от необходимости записывать всё в блокнотик. Большое количество предложений по адаптации интерфейса для пожилых даёт D. Hawthorn в своей статье Possible implications of aging for interface designers.

Библиография
  1. Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.— 280 с.
  2. Possible implications of aging for interface designers. D. Hawthorn. Department of Information Systems and Computing, Unitec, Private bag Mt Albert, Auckland, New Zealand.
  3. Когнитивная психология: История и современность. Хрестоматия под ред. М.Фаликман и В.Спиридонов.