27.01.2015

Дизайн интерфейсов для пожилых: разрушаем мифы

Ежегодный стабильный прирост пользователей интернета в возрастном сегменте 50+ не оставляет сомений в том, что те, кто сумеют вовремя учесть особенности этой аудитории, смогут увеличить свою прибыль (говоря о бизнесе) или успешнее решать поставленные перед веб-сервисом задачи (говоря о государственных и социальных проектах). Осознавая эту тенденцию, Kate Finn, специалист по компьютерной лингвистики из университета Джорджтауна, основала проект Wiser Usability и вот уже 4 год помогает IT-бизнесу найти правильный подход к пожилым людям. Наиболее острые моменты своей работы она обобщила статье Designing User Interfaces for Older Adults: Myth Busters.  Прим. Gg. 

***



Каким бы определением пожилых людей мы не пользовались, факт того, что пожилых людей на планете становится всё больше, неоспорим. Общие характеристики пожилых людей, наряду с демографическими и технологическими тенденциями, заслуживают особого рассмотрения при проектировании пользовательских интерфейсов, которые они будут использовать. Однако, будучи разнородной группой пользователей с отличающимися от остальных интерфейсными требованиями, на них до сих пор не особенно обращают внимание.



Гайдлайны “Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0” (ссылки на гайдлайны в конце статьи) ориентированны скорее на доступность (accessibility), чем на юзабилити (нужно признать, что эти понятия сильно пересекаются в рамках нашей темы обсуждения). А проект W3C’s WAI-AGE, на котором были рассмотрены вопросы применения WCAG для улучшения accessibility для пожилых и людей с ограниченными физическими возможностями, обнаружил, что “существующие стандарты ... направлены на обеспечение accessibility пожилых пользователей”, подразумевая, что больше ничего делать и не надо было. Но действительно ли WCAG 2.0, или какие-либо другие наборы правил, привели к значительному улучшению пользовательского опыта пожилых?

Вероятно, сайты стали доступнее и удобнее в целом, как результат развития веб-технологий, дизайна и разработки, — аргументирует John T. Richards в статье “Web Accessibility as a Side Effect”. Но достаточно взглянуть лишь на некоторые веб-сайты, чтобы понять, что хороший дизайн и юзабилити — скорее исключение, чем правило. И, при всех прочих равных факторах, например, опыте работы с компьютером, пожилые люди страдают от последствий плохого юзабилити в большей степени, чем молодые люди.

Почему бы компаниям, чей бизнес связан с вебом, не приложить больше усилий, чтобы обеспечить лучший пользовательский опыт для стареющего населения? Ведь как заметил David Weigelt, президент Immersion Active (компания, специализирующаяся на создании сайтов для аудитории 50+ Прим. Gg.), взрослые в возрасте 50+ становятся в интернете самой многочисленной группой покупателей, и по численности перекрывают молодых в соотношении 2:1. К тому же, проектирование сайтов с учётом особенностей пожилых и последующее тестирование может улучшить пользовательский опыт и для всех остальных. (То же верно и для людей с ограниченными возможностями).


10 мифов о том, что при проектировании можно и не учитывать пожилых людей.

Последние пару лет я объясняю предпринимателям, почему они должны сделать свои сайты более удобным для пожилых людей. К сожалению, многие из них не понимают, почему они должны обратить особое внимание на пожилых людей как на особую группу. Я слышала много разных оправданий относительно того, почему они не рассматривают эту демографическую группу, и сгруппировала их в следующие десять мифов. (Пока я буду говорить о юзабилити сайта, однако это применимо и к другим типам интерфейсов).





Миф №1. Пожилые люди не используют интернет, мобильные устройства и не смотрят сайты.




Данные Pew Internet & American Life Project, как показано на рисунке 1, демонстрируют четкое и резкое увеличение численности в интернете людей в возрасте 50-и лет и старше. Например, по состоянию на апрель 2012 года 53% людей в возрасте 65 лет и старше выходили в интернет, а среди аудитории 50-64 таковых было 77%.

(Аналогичные данные для рунета по статистике ФОМ также демонстрируют стабильный рост аудитории 55+:

— Прим. Gg.)

В том же отчёте фигурируют цифры, свидетельствующие о увеличении количества устройств на руках у пожилых людей: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов и электронных читалок.



Миф №2. Наши пользователи / клиенты / читатели вовсе не пожилые.


Вообще-то, нет. Пожилые. Особенно, если вы рассматриваете как пожилых аудиторию 45+ (за исключением узкоспециализированных сайтов, вроде фанатских страничек Джастина Бибера). 
Результаты переписи населения 2010 года в США показали, что 42 миллиона человек (13,7%) было в возрасте 65 лет или старше, и 122 млн. человек (на 34,4%) были в возрасте 45-64 лет. Иными словами, почти 50% всего населения США принадлежало к сегменту 45+ (в России этот показатель на январь 2014 составляет 59% — Прим. Gg.)



Миф №3. Общих руководств по юзабилити и accessibility достаточно.


Я слышала, что владельцы веб-сайтов говорят: “WCAG покрывают все случаи”, “Люди от 50 лет и старше такие же, как и все остальные”, “Ты на самом деле не старый, пока тебе не 85 или около того”.

В действительности рекомендаций WCAG не может быть достаточно для учёта таких условий, как возрастные изменения зрения, ведущие к требованиям увеличения яркости и контрастности. 

С возрастом всё более вероятно, что мы будем испытывать ослабления одной или нескольких физиологических способностей: зрения, слуха или подвижности. Как сообщили Lighthouse International, каждый шестой американец в возрасте 45 лет и старше (17%, или 16,5 млн. человек) жалуется на ухудшение зрения даже при использовании корректирующих очков. Во всем мире 246 миллионов человек страдают умеренным или тяжелым ухудшением зрения (исключая еще 39 миллионов, которые на самом деле слепые).

Основными причинами ухудшения зрения являются катаракта, глаукома, возрастная макулярная дегенерация и диабетическая ретинопатия (DR). Хотя В США катаракта обычно лечится с помощью операции, остальные заболевания невозможно ни вылечить, ни обратить. Согласно Lighthouse research, заболеваемость глаукомой, которая связана с диабетом, как ожидается, возрастет почти на 50% к 2020 году.



Миф №4. Мы не то, чтобы делаем много денег с помощью интернета.


Если вашим сайтом невозможно пользоваться, то, безусловно, много денег он не принесёт. Как сказал Jakob Nielsen в 2011 г. в одной из заметок Alertbox "Как долго пользователи остаются на веб-страницах?" у вас не так много времени, чтобы их покорить. “Пользователи часто покидают страницу в течение 10-20 секунд... Среднее время пребывания на странице составляет не более минуты”.

Если вы не присутствуете в интернете, то вы и не сумеете донести ваш продукт до множества потенциальных клиентов. Знаете ли вы, как люди ищут и выбирают услуги в вашей сфере бизнеса? Разумно предположить, что этот процесс отличается в разных сферах и в разных демографических группах.



Миф №5. За исключением кучки древних стариков, все уже нормально освоились в интернете.


Некоторые владельцы сайтов размышляют: “мы движемся вперед и скоро каждый будет с техникой на ты, так что нам не стоит сбавлять темпов для того, чтобы обеспечить потребности пожилых”.

На самом деле, если почти 60% людей 50 лет и старше уже онлайн, а это означает, что 40% — ещё нет. Заглядывая в перепись населения США, видим, что эти “40% не в сети”  это около 85 миллионов человек. Почему кому-то желает проигнорировать почти 85 миллионов человек?

Среди препятствий для выхода этой группы сеть можно отметить отсутствие денег, отсутствие высокоскоростного интернета, отсутствие доступа к обучению, отсутствие постоянной поддержки. Многие работающие пожилые не особенно разбираются в компьютерах, так как не получили опыта работы с компьютером и соответствующих знаний ни школе, ни на рабочем месте. В добавок существуют неизбежные возрастные изменения, они всё нарастают и делают нас менее способными, чем мы были раньше.

Многие приёмы в области дизайна интерфейсов для пожилых также применимы и для людей с плохим зрением, людей с низким уровнем грамотности и изучающих язык. Есть много людей, которые в дальнейшем будут нуждаться в подобных решениях. Неужели есть кто-то, кто считает, что эти группы должны просто остаться позади?



Миф №6. Создание сайта с учетом потребностей пожилых может ему навредить и оттолкнуть остальных клиентов.


Один владелец сайта так и сказал:Мы не хотим, чтобы они думали, будто мы считаем их стариками, даже если это и так”.

Действительность: то, что обрекает людей чувствовать себя некомпетентными, глупыми и ввергает их в отчаяние, безусловно, будет отгонять их. Больше нечего добавить.



Миф №7. Если сделать сайт удобным для пожилых, он будет слишком простым для всех остальных.


К сожалению, некоторые владельцы сайтов заявляют такое, что порой сложно подобрать слова.

Реальность: представьте себе мир, в котором на пользовательские интерфейсы жалуются: “слишком просто”! Простой не значит скучный. Пользователи не будут обращаться с просьбой сделать навигацию посложнее или сделать так, чтобы страницы было труднее читать. Это не то, о чём стоит беспокоиться. На самом деле, по словам Джинни Редис и других простая подача материала является главной рекомендацией для сайтов.



Миф №8. Не нам учить наших дизайнеров.


В действительности в определенных кругах — например, где преобладают люди старше 50 лет — довольно часто можно услышать жалобы на то, что тот или иной продукт создан этими молодыми выскочками, которым на всех плевать. Многие пожилые люди чувствуют, что современный дизайн как-будто не предназначен для них. Дизайнеры часто имеют свое собственное понимание хорошего дизайна и лучших практик, и могут либо не знать о существовании принятых интерфейсных гайдлайнов, либо использовать их выборочно. В большинстве случаев, дизайнеры не ориентируются на пожилых людей, не проводят юзабилити-тестирования на этой возрастной аудитории, а также еще не испытали возрастные изменения на себе. Несмотря на то, что существуют различные попытки дать дизайнерам понять и почувствовать возрастные изменения, например, в Middlesex University, нам предстоит ещё очень многое сделать.



Миф №9. У нас нет времени, денег, знаний или опыта, чтобы создать с учетом потребностей пожилых и поддерживать его.


Нам всем, к сожалению, близка такая позиция, не так ли?

Говоря в защиту позиции “Вы не можете себе позволить не думать о юзабилити”, знаете, было бы здорово гарантировать возврат инвестиций в размере фантастических 85, 135, 700%, однако, к сожалению, слишком большое количество переменных делает такие обещания слишком рискованными.

Тем не менее, как известно, убедиться с самого начала, что сайт удобен — гораздо менее затратно, что возиться с ним потом, пытаясь сделать его пригодным для использования. К тому же, поддержка удобного сайта будет стоить примерно столько же, но он с большей вероятностью будет работать во всех браузерах и будет удобен для использования на мобильных устройствах.

К сожалению, таких примеров довольно мало. Разве что пример Legal & General — количество посетителей сайта удвоилось, эксплуатационные расходы снизились на 66%, органический поисковый трафик увеличился на 50%. Но это было еще в 2005 году, и было настолько уникальным по сфере применения и целенаправленности, что сравнивать этот случай с большинством проектов можно лишь с очень большими допущениями. К тому же, тот факт, что этот случай до сих пор упоминают как единственный сильный аргумент в поддержку доступного дизайна (accessible design) на самом деле не слишком обнадёживает.



Миф №10. Мы даже не знаем таких пожилых, кто согласился бы участвовать в наших исследованиях.


Перестаньте! Если по каким-то причинам у вас и ваших партнёров ощущается недостаток в пожилых родственниках и знакомых, есть много мест, где вы можете набирать участников. Кроме профессиональных маркетинговых агентств, у которых можно заказать рекрутинг, есть центры досуга пожилых, библиотека, кружки по интересам для пожилых, волонтёрские центры, церковные общины, YMCAs (добровольцы Young Men's Christian Association, помогающие старикам — Прим. Gg) и другие общественные организации.

По нашему опыту, пожилым нравится, когда их приглашают принять участие в исследованиях. Если вы относитесь к ним с уважением, прислушиваетесь к ним, учитываете их потребности, пожилые люди (и не только пожилые), с радостью принимают участие в чём-то, где они чувствуют, что их мнение важно. (Отличный пример из российской практики — сервис Babushkometr Прим. Gg.)




Заключение


Многие считают WCAG 2.0 и другие гайдлайны достаточными, или даже исчерпывающими, и скорее всего ожидают от них ответов на все вопросы о том, как сделать дизайн интерфейса age-friendly. Однако, этих гайдлайнов не может быть достаточно для покрытия отдельных групп населения, таких, как пожилые люди. И это же просто рекомендации, которые компании часто игнорируют. И поскольку исследования дают нам дополнительное понимание потребностей особых групп населения, таких, как пожилые люди, возможно, мы сможем разработать гайдлайны, эти потребности учитывающие. В конце концов, может вообще случиться так, что с развитием таких подходов, как аdaptive computing, и таких технологий, которые пока даже не существуют нам, возможно, вообще не придётся беспокоиться обо всех этих интерфейсных деталях (Кейт, вероятно, имеет ввиду устройства виртуальной реальности, технологии мысленного управления и пр.— Прим. Gg).

А пока мы должны бороться с глубоко укоренившимся нежеланием учитывать потребности пожилых в дизайне. Мы должны преодолеть мифы — в том числе те, о которых я рассказала в этой статье — с помощью убедительных аргументов, обоснованного мнения и правды. Мы должны развивать в предпринимателях, некоммерческом и государственном секторе постоянную потребность в дизайне с учётом требований пожилых. И рассказывать, что все они могут с этого получить.

Кейт Финн. 
Перевод: Иван Зверев.


Ссылки.

  1. Оригинал статьи Designing User Interfaces for Older Adults: Myth Busters http://www.uxmatters.com/mt/archives/2013/10/designing-user-interfaces-for-older-adults-myth-busters.php
  2. Wiser Usability, компания Кейт http://wiserusability.com/
  3. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 http://www.w3.org/TR/WCAG/
  4. WAI-AGE Project (IST 035015) http://www.w3.org/WAI/WAI-AGE/
  5. Чеклист AARP Audience-Centered Heuristics: Older Adults http://redish.net/images/stories/PDF/AARP%20Audience-Centered%20Heuristics.pdf
  6. Чеклист Making Your Website Senior Friendly http://www.nia.nih.gov/health/publication/making-your-website-senior-friendly
  7. Kathryn Zickuhr, Mary Madden. Older adults and internet use http://www.pewinternet.org/files/old-media/Files/Reports/2012/PIP_Older_adults_and_internet_use.pdf
  8. Jakob Nielsen. How Long Do Users Stay on Web Pages? http://www.nngroup.com/articles/how-long-do-users-stay-on-web-pages/
  9. Case Study of Accessibility Benefits: Legal & General Group (L&G) http://www.uxmatters.com/mt/archives/2013/10/designing-user-interfaces-for-older-adults-myth-busters.php
  10. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2014 года http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_111/Main.htm
  11. К концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн человек, или 71% населения страны старше 18 лет http://bd.fom.ru/report/cat/smi_int/pressr_130611