В этом посте хочу коснуться ещё одно теоретического и важного вопроса: как понимать хорошую, счастливую старость и какие потребности пожилых необходимо удовлетворить, чтобы она наступила. От понимания этого зависит, в каком направлении искать решения проблем и придумывать что-то полезное для пожилых вообще. Я буду говорить о социально-психологических моментах, но есть ещё и бытовые, материальные, проблемы здоровья и здравоохранения. Поэтому будем иметь ввиду, что, как и в любой комплексной проблеме, тут рассматривается только одна из её частей, но при этом она связана с остальными и влияет на них.
В описании потребностей пожилых людей разные авторы фокусируются на определённых факторах, влияющих на развитие личности в пожилом возрасте, из которых следуют потребности, от удовлетворения которых зависит, проживёт ли человек счастливую старость. Сейчас кажется, что можно очень условно выделит 3 фактора, на которых сходятся многие авторы*.
- Жизненный опыт человека
- Социальные связи
- Культурно-исторические особенности
Многие исследователи, в частности Э. Эриксон, В. Франкл, Б. Г. Ананьев, рассматривают психологический кризис старости как оценку ценности прожитой жизни, подведение итогов, составление целостной картины. Происходит попытка интеграции всего жизненного опыта. В результате человек может получить целостную и гармоничную картину своей жизни и быть удовлетворён ею, либо испытать разочарование и отчаяние от невозможности ничего исправить за отведённый срок. Считается, что успешность разрешения этого кризиса зависит от успешности разрешения предыдущих кризисов, а проще говоря - от успеха в достижении жизненных целей, которые объединяли в себе собственные желания и требования общества. Таким образом, одну из основных потребностей можно назвать, вслед за Эриксоным, гармонией жизненного опыта. Можно назвать проще: удовлетворённостью от прожитой жизни.
Нельзя сказать, что в старости происходит беспристрастное подведение итогов. М. В. Ермолаева отмечает, что разным пожилым людям свойственно относиться к одним и тем же событиям в их жизни по-разному: позитивно или негативно. Например, утрата близкого человека может оцениваться как трагедия и неудача, а может - как испытание, который пожилой человек успешно выдержал. На полюс оценок сильно влияет текущее социальное окружение и уровень жизни вообще. Вполне вероятно, что пожилой человек сможет изменить видение своей жизни, если этому будут способствовать хорошие условия и богатое позитивное социальное взаимодействие. Тут как раз проявляется взаимосвязь потребностей в старости.
Другой потребностью, которая отмечается большинством исследователей, является потребность в социальной востребованности, ощущении нужности обществу (своей социальной группе), сопричастности. Эта потребность тесно связана с предыдущей: ощущение успешности прожитой жизни напрямую связано с оценкой поступков обществом. Если оценки положительные, то и жизнь, видимо, была прожита не зря. Большое значение имеет оценка окружающими опыта пожилого человека. Если он является наставником, может передавать опыт и ощущает, что в нём нуждаются, то пройденный жизненный путь с большой вероятностью будет оценён как позитивный. К тому же, востребованность опыта является важным стимулом для дальнейшего самосовершенствования и активной трудовой деятельности. Н. С. Пряжников и М. В. Ермолаева вообще выделяют процесс структурирования и передачи опыта как ведущую деятельность в возрасте выхода на пенсию. Но также важна и деятельность с социально одобряемым и важным результатом. Пожилым важно не только делиться своим опытом, но и делать что-то для окружающих, ощущая свою полезность. Это может быть продолжение работы в более щадящем режиме, новое увлечение, или просто уход за внуками. Такая жизнь позволит пожилому человеку, оставаясь включённым в окружающую реальность, сохранять в целом позитивный образ мира. В противном случае будет наблюдаться замыкание в самом себе и переход к закрытой системе внутренних переживаний, а весь мир будет восприниматься как сложный и враждебный.
Последней преградой на пути к счастливой старости являются различные законы, общественное мнение, культурные и исторические образы, которые соединяются в возрастных стереотипах и нормах поведения. Я немного уже писал о них. Некоторые исследователи уделяют особое внимание стереотипам и условиям их формирования в обществе. Стереотипы в основном негативные, и представляют старость в сознании человека как бесперспективный период жизни, обрывающийся смертью. Считается, что успешное преодоление стереотипов возможно при их адекватном принятии. Их отрицание приводит к неврозам, болезненной фиксации на своём самочувствии или, наоборот, отрицании недомоганий и возрастных болезней. Позитивным итогом является принятие новых социальных ролей (бабушка, наставник, мудрец, пенсионер и т.д.) и конструктивная деятельность в их рамках. Можно назвать это потребностью нового места в обществе, хотя всем понятно, насколько близко это к социальной востребованности. Пожилому человеку, имеющему друзей и родственников, гораздо проще найти себе место в социуме, особенно, если ему всячески помогают. Адекватный выбор новой роли зависит от целостности жизненного опыта - от того, насколько последовательно и успешно человек шёл к своей старости. Получается, что и здесь всё связано. Нет ли какой-то общей переменной, определяющей, насколько счастлив человек будет в старости? Возможно, есть, но её поиск выходит далеко за рамки этого поста, и затрагивает жизнь человека целиком, начиная с рождения.
А пока попробую подытожить: что же нужно обеспечить пожилому человеку, чтобы он был счастлив?
- Целостный и гармоничный образ прожитой жизни.
- Востребованность его опыта, результатов его труда и творчества.
- Принятая социальная роль, согласующаяся с требованиями общества.
Кажется очевидным, что, разрабатывая что-то для пожилых, будь то программное обеспечение или мероприятия по социальной поддержке, следует в первую очередь отталкиваться от их потребностей. Не в коем случае не претендую на окончательность, достоверность и универсальность описанных здесь потребностей. Уверен, что они могут сильно варьироваться в зависимости от среды и социальной группы. У разных групп пожилых людей нужно отдельно выявлять выходящие на первый план проблемы и помогать справляться с ними.
Как вы думаете, с чем удалось справиться лучше всего этой счастливой паре на картинке в самом начале поста? :)
Библиография:
- М. В. Ермолаева. Структура эмоциональных переживаний в старости. Мир психологии. 1999, №2.
- М. Р. Минигалиева. Личностные типы и социальные контакты людей позднего возраста. Психология зрелости и старения. М., 2000, №2.
- Н. С. Пряжников. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. Мир психологии. 1999, №2.
- Л. И. Анцыферова. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. Психологический журнал. Т. 6, 17, 1996.
* Понятно, что всё гораздо сложнее, запутаннее и не очень хорошо изучено, поэтому такую классификацию я даю исключительно в целях упрощения понимания. К тому же, на данный момент я даже не до конца прочитал весь объём литературы по теме, поэтому в моём знании области могут быть серьёзные пробелы.