26.02.2013

Почему обычного компьютера недостаточно



Сегодня сразу несколько человек задали мне вопрос: а вот у меня бабушка / мама / тёща научились работать с обычным компом и сидят в одноклассниках, зачем нужно что-то вообще изобретать? Ответ казался мне очевидным, и я даже не пытался раскрыть его здесь. В своё время я потратил много времени на обучения компьютерной мудрости нескольких людей в возрасте. Дольше всего «объясняю компьютер» моей маме, человеку, живущему полностью в аналогово-книжном мире. (В последнее время она преуспевает, и в первую очередь — благодаря своему упорству). Поэтому многие наблюдения, а точнее выводы о неудобстве и враждебности для пожилых современных интерфейсов ОС были так глубоко в подсознании, что, казалось, не нуждались в отдельном описании. Теперь я понимаю, что этот вопрос может стать основным во многих обсуждениях.

Успешность освоения компьютера можно условно разложить на два показателя: скорость обучения и качество полученных навыков. Под качеством можно понимать соответствие результата, заложенного в методическую программу фактическому результату.  Как можно оценить различные практики обучения пожилых работе за обычным компьютером с Windows?



Сегодня существует масса мест, где пожилых людей учат работать на компьютере. Это и курсы "Бабушка онлайн" и местные курсы при центрах социальной защиты, а также волонтёрские курсы при библиотеках, школах и т.д. Пожилой человек в принципе может освоить компьютер даже самостоятельно, при условии, что будет преодолён психологический барьер на начальном этапе. Но многие пожилые всё же предпочитают учебные классы, где по специальной методической программе (пример) шаг за шагом осваивают компьютер, примерно так же, как мы когда-то изучали в школе на информатике. Многие осваивают компьютер довольно успешно, начинают пользоваться Вконтактом или Одноклассниками и даже ведут блоги. Но через что им приходится пройти, осваивая Windows?

Проблемы можно очень условно разделить на три части:
  1. Негативная психологическая установка: «компьютер — это сложно, не для нашего поколения», «сложно будет угнаться за молодыми».
  2. Принципы взаимодействия, заложенные в интерфейс Windows, требуют излишне тщательного изучения компьютера, это осложняется следующим пунктом.
  3. Нарушения физиологических и когнитивных возможностей: с возрастом снижается точность движений, зрение, память, возможность концентрации внимания и другие аспекты.
Чтобы полностью раскрыть каждый из пунктов, необходим отдельный пост для каждого. Особенно комплексный первый пункт: он является следствием как культурно-обусловленного представления о старости, о котором я немного писал, так и стратегии старения (позитивной либо негативной). Вполне возможно, что пожилой человек воспримет его наоборот, как вызов. Для другого это может быть непреодолимым препятствием. Однако, если пожилой человек уже сидит за компьютером, то лучшим способом побороть страх перед новым устройством является только предсказуемое, дружелюбное и понятное поведение компьютера. В противном случае страх только укоренится.

О втором пункте скажу подробнее и обращусь к понятиям моделей. Изучая какое-то новое устройство, мы строим в голове определённый образ его конструкции на основе внешнего вида и нашего опыта. Так мы пытаемся понять, как с устройством работать (А. Купер называет это ментальной моделью). Есть предметы, самой формой подсказывающие, как они устроены — ручки, рычаги, кнопки — все они приглашают своим видом к действию. Более сложные механизмы позволяют освоить их, пользуясь опытом. Например, нажатие педали тормоза автомобиля ассоциируется с физическим блокированием колеса непосредственно педалью. В этом случае ментальная модель не совсем верна (педаль может быть и  не соединена с колесом физически), но её достаточно, чтобы понять устройство. Более того, такая модель избавляет человека от ненужных знаний, поэтому при проектировании устройств и интерфейсов стараются придумать такие элементы управления, которые пользователь мог бы легко понять, опираясь но опыт взаимодействия с реальным миром.

С компьютером и интерфейсом Windows ситуация сложная. В отличии от всех устройств, с которыми имели дело пожилые, здесь мало прямых физических аналогий из реального мира, зато невероятно многомерный виртуальным мир. Основные принципы взаимодействия создавались инженерами, которые создавали и техническую часть, поэтому эти принципы очень сильно связаны с архитектурой и устройством компьютера. А. Купер называет это моделью реализации. Например, разделение на диски, файлы и папки, метафоры удаления, копирования, перемещения, вырезки и вставки, сохранения файлов и многое другое. Всё это завязано на работу файловой системы. И поэтому чтобы понять эти принципы, необходимо изучить устройство компьютера.

Если пользователь не представляет себе устройства компьютера, в его сознании формируется ошибочная и неполная ментальная модель, «строительным материалом» для которой являются обрывочные аналогии с объектами из реального мира. Такие модели всегда очень противоречивы и синкретичны. Чтобы нивелировать противоречия о объяснить что-либо, пожилые люди наделяют компьютер «разумом» и «человеческими» качествами.



Мой любимый пример — история с башорга:

«У одной работницы отдела кадров предпенсионного возраста периодически возникали проблемы с компом: он постепенно загружал себе память до предела и через некоторое время начинал жутко тормозить. Проблема лечилась простой перезагрузкой. Женщина заметила закономерность: утром в начале рабочего дня комп работал быстро, к обеду начинал подтормаживать, вечером на нем было невозможно работать. Гениальный мозг работника кадров предложил решение проблемы в обход банального обращения к сисадмину: каждый день в обед она выключала компьютер, свет, одевала пальто, закрывала кабинет и уходила на 15 минут. Затем она заходила в кабинет, включала свет со словами "Вот и новый день!", включала комп и продолжала работать уже без тормозов».
Хуже всего, что в таком случае компьютер становится совершенно непредсказуемым. Необходимо либо выучить техническую матчасть, либо следовать по заранее заученным "тропам". В первом случае изучение может сильно затянуться, быть утомительным и не слишком продуктивным: пожилые женщины могут оказаться не готовы воспринимать информацию об устройстве, например, памяти. Во втором случае любое отклонение от заученного алгоритма приведёт в тупик и к желанию выключить компьютер. Осложняет ситуацию и нарушения физиологических и когнитивных возможностей.

Всем известно, что у пожилых людей нарушается зрение, причём нарушения не так очевидны, как кажется (я описал их тут). И всё-таки многие элементы интерфейса Windows для них окажутся слишком мелкими. Увеличится время реакции и утомляемость. Уменьшается также и скорость реакции в сложных моторных действиях, например, в двойном клике. Пожилые люди далеко не сразу овладевают им. Наблюдаются сложности с отслеживанием цели (попасть мышкой куда-либо, следя за указателем) в следствии ухудшения возможности фильтровать neural noise (нейронный шум). Ухудшается контроль за движениями, хуже распознают положение тела в пространстве, хуже становится обратная связь от руки, следовательно сложнее сопоставить положение и движение мыши с положением курсора на мониторе. Ухудшается кратковременная память — сложно удерживать в памяти длинные фрагменты текста или речи, сложнее «зубрить». Становится сложно долгое время сохранять внимание на одном и том же, сканировать существенный отрывок текста, например. Селективное внимание — способность выбирать из ряда определённый фрагмент и концентрироваться на нём — также снижается. Ухудшается распределённое внимание (например, набор текста и взаимодействие с интерфейсом в ворде). Также существенно падает скорость формирования автоматизмов.

При должной мотивации пожилые люди адаптируются к этим особенностям: стараются всё перепроверять по несколько раз, делают передышки, много конспектируют и переспрашивают, изобретают мнемонические приёмы для запоминания непонятных вещей. Однако нельзя говорить о том, что пожилые люди могут достигать такой же эффективности в обучении, как и молодые. Часто изучаемый материал (устройство компьютера, основы, изучение каждой программы в отдельности) настолько нов и непонятен, а времени и сил для изучения недостаточно, и всё изучение сводится к попыткам записать в блокноте последовательность шагов (кликов, нажатий клавиш) и последующим попыткам их воспроизвести без понимания сути. Вот так выглядит типичный блокнот пожилого ученика:



Если последовательность по каким-то причинам нарушается, то и работа с компьютером останавливается. И пожилой человек остаётся с блокнотом, исписанным пошаговыми инструкциями, кашей из терминов в голове и озлобленностью на непонятное и своенравное устройство. Поэтому говорить о беглом и свободном ориентировании в интерфейсе не приходится. Следует признать, что освоение Windows пожилым человеком больше похоже на неравный бой, чем на обучение. Можно ли в нём победить — достичь свободного владения компьютером путём построения адекватной ментальной модели за адекватное время? Не исключаю, хотя думаю, что такие случаи довольно редки. Безусловно, в обучении в классе или с помощью друзей и родственников многое зависит от личности обучающего и его педагогических навыков, и хороший преподаватель поможет разобраться. Но вот вопрос: что эффективнее — обучать непонятному или сделать понятное? На мой взгляд, переход от обучения к проектированию на основе опыта обучения — это как раз то качественное изменение, которое позволит помочь пожилым людям оставаться частью нашего общества.

Подход к проектированию интерфейса для пожилых должен основываться на знании о том, что:

  1. Пожилым нужна понятная модель устройства, позволяющая работать с предсказуемым результатом
  2. Интерфейс должен учитывать возрастные ограничения
  3. Необходимо беречь ресурсы пожилых людей и предоставлять им только тот функционал, который соответствует их потребностям
Создать понятную пожилым ментальную модель (точнее говоря: модель проектирования) реально: на мой взгляд, с этим прекрасно справились в Apple, разрабатывая iPad. Например, iBooks: тут есть всё та же файловая система, но представлена она в виде книжек. Сразу понятно, что с ними делать, и каков будет результат.


Нужно избавить пожилых от бесконечной гибкости (и, как следствие, бесконечной сложности) десктопных операционных систем, предоставив им только тот функционал, который нацелен на удовлетворение их потребностей. Естественно, нужно учитывать и все возрастные ограничения. Рассмотренные в предыдущем посте оболочки для пожилых сделали, хоть и неуклюжий, но всё-таки шаг в этом направлении. В идеале пользователь должен без посторонней помощи осваивать компьютер, сразу после покупки или установки оболочки. Обучение не должно отделяться от самостоятельного использования. Разработка удобного интерфейса может потребовать много времени, зато позволит пожилым быстро его освоить и свободно использовать.


P.S. Если вы участвуете в обучении пожилых компьютерной грамотности, мне было бы интересно пообщаться с вами. Мои контакты есть на любой странице этого блога.



Источники

  1. Алан Купер. Об интерфейсе. Символ-Плюс, 2009.
  2. Muhammad Furkan Khan. USE OF INFORMATION TECHNOLOGY AND INTERFACE DESIGN FOR SENIORS. David R. Chariton School of Computer Science University of Waterloo, ON, Canada.
  3. Possible implications of aging for interface designers. D. Hawthorn. Department of Information Systems and Computing, Unitec, Private bag Mt Albert, Auckland, New Zealand.